Не быть «как все» - и не комплексовать? Современная учебная мебель – в помощь родителям и учителям
Комплексы неполноценности, которые появляются у детей в младшем школьном и подростковом возрасте, нередко накладывают отпечаток на всю их дальнейшую жизнь, делают болезненно зависимыми от мнения окружающих и мешают самореализоваться. Однако, следует помнить, что детские комплексы не возникают из ниоткуда, и практически каждый из них можно предупредить, если вовремя заметить предпосылки.
Самые распространенные школьные комплексы неполноценности базируются на стремлении детей и подростков соответствовать представлениям группы сверстников об «идеале», быть «как все». Сегодня ситуацию усугубляет вездесущая реклама и четко сформированные образы «красоты» и «продвинутости». Тяжелее всего как сейчас, так и прежде, приходится детям, которые еще и внешне не соответствуют стандартам группы: слишком высокие или, напротив, чересчур маленькие, слишком полные…
Каждому ребенку труднее почувствовать свою значимость, ощущая разительное отличие от других детей, вплоть до того, что в один прекрасный день ваш сын или дочь может заявить что-то вроде: «Я не пойду больше в школу, там детская мебель. Столы такие, что невозможно писать», или «Все считают меня лилипутом, дразнятся, надоело слушать»…
Многие родители не придают значения подобным детским проблемам, думая, что ребенок «перерастет», но в одиночку человечку с несформированной психикой победить подобные психологические проблемы куда сложнее – вплоть до отчаяния.
Поэтому к своему «нестандартному» сыну или ученику всегда нужно стараться найти особенный подход и успокоить страхи.
Поговорим подробнее, каких ошибок совершать не нужно и какими способами поддержать начинающего комплексовать школьника.
О возможных ошибках:
- Излишнее привлечение внимания к нестандартным размерам ребенка. («Тебе скоро невозможно будет найти одежду», «В кого ты такой уродился?», «Ты что? Тебя не примут в танцевальный кружок – ты слишком толстая.» и т.д.) У любой медали есть вторая сторона. Воспринимайте желание пойти на танцы как стремление к грациозности, требующее одобрения; поищите в роду примеры достойных людей, которые точно так же выделялись среди окружающих и смогли многого добиться; помогите подростку сформировать свой стиль в одежде.
- Не игнорируйте напрочь проблемы, связанные с внешностью: для ребенка они действительно могут затмить целый мир. Напротив, поищите лучше положительные моменты в его непохожести. Расскажите, что каждый взрослый мечтает быть индивидуальностью, что у каждого свой путь, и ему самому будет куда проще стать оригинальной личностью.
- Не идите вопреки гигиеническим стандартам, требующим, чтобы школьные парты строго соответствовали росту и весу школьника. Да, наша реальность такова, что порой в класс могут притащить со склада совершенно не вписывающийся в общий стиль классной мебели стол для школьника нестандартного роста, что еще больше усугубит его чувство обособленности, спровоцирует новую волну насмешек со стороны ровесников. Но все же, в данном случае речь идет о здоровье. Нужно объяснить ребенку, насколько важно, чтобы у него была правильная парта, и что правильная – это значит для каждого своя.
Здесь следует сделать небольшое отступление, и отметить, что подобные проблемы можно вообще свести на нет и исключить их в будущем, если класс есть возможность укомплектовать универсальными партами-трансформерами. Тогда ответственному за мебель останется потратить немного времени на настройку парт под каждого ученика – и при внешней стандартности (все парты будут иметь одинаковый стильный дизайн) каждый ученик получит уникальное рабочее место, полностью соответствующее его росту и потребностям – что позволит школьнику любого роста и комплекции не замечать своей нестандартности даже в классе.
- Еще одна ошибка: дать позволить ребенку почувствовать свою вину за то, что он «нестандартный». Со стороны близких взрослых он должен ощущать только поддержку и понимание. Чтобы его стремление «похудеть», «подрасти», «стать крепче» и т.д. не переросло в навязчивую идею, но было стимулом к здоровому самосовершенствованию.
- Помогите ребенку отделить свои собственные желания и цели от моделей и стереотипов, навязываемых обществом. Не дайте погрузиться в убежденность, что для него складывается безвыходная ситуация. Восхищайтесь им как личностью, ведь наверняка для этого есть поводы.
- Поощряйте полезные увлечения, даже если они совершенно нетипичны для остальных сверстников. Человек, увлеченный и активный, перестает зависеть от комплексов, у него вырабатывается собственный взгляд на мир.
- Создайте ребенку комфортные условия для занятий и развлечений. Если он будет чувствовать себя уверенно и комфортно хотя бы дома – это позволит ему понять, что его физические качества не принесут ему проблем и в дальнейшем. Особенное внимание уделите рабочему месту школьника. Идеальным решением станет универсальная парта Дэми. А еще лучше – весь комплект этой мебели. Она позволит наилучшим образом обустроить детское рабочее место, чего невозможно добиться, применяя стандартную мебель. В ситуации с детьми, склонными к формированию комплекса неполноценности, стандартная мебель может усугубить проблему: когда школьник даже дома будет чувствовать, что ему неудобно за столом, потому что он сам слишком маленький (высокий). И этот факт будет постоянно напоминать ему о собственном, как он считает, недостатке, - то переубедить растущего человечка на словах, что «нет ничего страшного», станет гораздо сложнее. Следует помнить и о том, что детские регулируемые столы и стулья, разработанные специально с учетом особенностей растущего организма, позволят не беспокоиться о здоровье и осанке школьника, что для детей с нестандартным ростом особенно важно.
- Мебель для детей торговой марки Дэми включает много дополнительных элементов и надстроек, которые дают возможность делать мебель для школьников совершенно уникальной, отвечающей всем интересам детей, их привычкам. Это способствует формированию чувства собственной неповторимости, собственного достоинства, что в борьбе с комплексом неполноценности – главнейшее оружие.
- Вспомните, не было ли у вас в детстве подобных проблем. Может быть, вы перешагнули это и научились самокритичности. Следите, чтобы ваша самокритичность не обернулась вашей же критичностью в сторону ребенка. Ему-то вряд ли удастся ее понять: скорей, вы получите негатив в ответ. Лучше расскажите ему, что неудачи никак не связаны с особенностями телосложения.
Любите своего ребенка и создавайте вместе с ним его физический и душевный комфорт.